Реализация в арктической агрошколе дуального образования.
Одна из задач современной сельской арктической школы – задача воспитания молодого поколения сельских жителей, обеспечивающих существование села. Именно от решения этой задачи зависит ответ на вопрос о существовании села в целом и сельской школы в частности. Этой проблеме в настоящее время не уделяется должного внимания родителями, педагогами и специалистами производств и социальных сфер в арктических улусах республики. Это обусловливается следующими причинами:
- современная сельская арктическая школа работает в условиях отсутствия социального заказа, ориентирующего систему образования на селе, на потребности аграрно – сельского сектора;
- достаточно много внимания уделяется развитию познавательных, творческих, коммуникативных и других способностей и умений у учащихся, но при этом забывается, что полученные в школьные годы знания, умения, способности должны быть востребованы в той среде, в которой детям предстоит работать;
- у воспитанников образовательной школы формируется система ценностных отношений, в которой слабо выражена ориентация на сельский образ жизни.
На наш взгляд, образовательный процесс, направленный на формирование у детей ценностей сельского образа жизни, будет эффективным, если он ориентирован на:
- воспитание у детей потребности сельском образе жизни;
- познание и освоение ими историко-культурного наследия села;
- социальную ориентацию учащихся, предшествующую ориентации профессиональной;
-педагогическое сопровождение профориентационной работы, профильной допрофессиональной подготовки учащихся по профессиям, востребованным в сельской среде;
- организацию самостоятельной деятельности учащихся в социуме как базы для приобретения социального опыта, опыта личной ответственности и самостоятельности. Эффективным средством в решении данной проблемы является привлечение детей к участию в сельскохозяйственном труде в условиях Арктики. С его помощью осуществляется интеграция воспитательного и учебного процессов, что способствует воспитанию в детях готовности оставаться сельскими жителями, а также воспроизводит и развивает производственные отношения на селе. Образование в сельской школе должно иметь принципиально иную, модель учебного плана, учитывающую образовательные потребности учащихся, намеренных жить и работать на Севере.
МБОУ «Борогонская СОШ» в соответствии с установленным государственным статусом реализует образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования и дополнительного образования. Школа малокомплектная, малочисленная.
Общая численность учащихся в школе на 1 сентября 2013 года составляет 64 учащихся, из них в начальной ступени - 24 учащихся, в средней -27 учащихся, в 10-11 классах - 13 учащихся. Национальный состав: эвены – 22, эвенки – 15, якуты -26, русские -1. Программа развития школы разработана с учетом социального заказа Борогонского наслега Булунского улуса РС (Я) и принята на основе совместного решения общего собрания родителей, администрации наслега, совета и администрации школы. Мы считаем необходимым присвоения статуса школе агроэкологического направления по основному виду сельскохозяйственной деятельности для арктической зоны, таким, как оленеводство.
В 2012-2013 учебном году методический совет школы приступил к разработке инновационного образовательного проекта: «Интеграция агроэкологических знаний в образовательный процесс через изучения традиционных промыслов народов Севера (оленеводство). Проект направлен на достижение конкретной цели: разработка и внедрение агроэкологической модели в селе, улусе, республике.
Проект состоит из задач по созданию необходимых условий для экологического и нравственного воспитания подрастающего поколения односельчан, реализацию творческого потенциала детей; формирования у учащихся активной жизненной позиции, готовности к пониманию местных природоохранных и экологических проблем; Одним из основных задач нашего проекта это - сохранение традиционных занятий малочисленных народов Севера. По признанию самих малочисленных народов Севера их сохранение, возрождение, в первую очередь, зависят от восстановления кочевого уклада жизни и традиционных форм хозяйствования, умелой организации образовательного процесса.
В настоящее время в силу различных объективных причин молодое поколение коренных народов Севера отрывается от вековых занятий своих предков , утрачивает материнский язык , забывает обычаи и традиции. В этой ситуации Кочевая школа может стать связующим звеном между детьми и родителями, транслятором духовной и материальной культуры народа. Такая школа будет способствовать воспитанию детей настоящими патриотами Севера, сохранению и подъему традиционных отраслей народного хозяйства, адаптации детей к суровым климатическим условиям Севера, в ней они получат возможность жить, и учится в естественной природной среде.
Всего по республике существует 7 моделей кочевых школ, наша кочевая летняя школа составит 8 модель т.е. дети получат агроэкологическое образования в рамках основной школы. В летнее время года практическую часть обучения (начиная с 15 мая по 15 сентября) дети продолжат уже на базе оленеводческой бригады, которую ГУП «Борогонский» директор Бурцев П.Н. выделил для школы. Здесь будут работать наши педагоги, воспитатели, родители. Производственная практика проводится во время корализации оленей весной и осенью.
Формирования позитивных стереотипов поведения сельских школьников в природе, приобретения подростками необходимых знаний по сохранению среды обитания, развития агроэкологических навыков происходит через целенаправленное внедрение в содержание образовательного процесса. За основу методических разработок нами взяты пособия с упражнениями и заданиями агроэкологического содержания разработанной группой преподавателей республики, учителями нашей школы. Предлагаемый учебный план соответствуют обязательному минимуму содержания образования основной образовательной школы, не требуют дополнительной специальной подготовки учителей, основаны на фактических современных научных данных, что позволяет осуществить агроэкологическое обучение. Проект поддержан Министерством образования РС (Я) и Министерством сельского хозяйства РС (Я). Научным руководителем нашего проекта является кандидат педагогических наук, директор НИИНШ Семенова Светлана Степановна.
Для нашего проекта основной фигурой является учитель. В школе работают 18 педагогов, 15 сотрудников. Учителя все проходили курсы повышения квалификации по ФГОС, все ИКТ компетентны. Пять из них учатся на курсах профессиональной переподготовки. Школа в этом учебном году участвовала на общероссийском проекте «Школа цифрового века» и награждена дипломом за использование педагогическим коллективом ОУ возможностей современных информационных технологий и цифровых предметно – методических материалов.
С осенью 2013-2014 учебного года идет подготовка к открытию экспокомплекса «Доруобуйа ыллыга », которая включает три интереснейших экскурсионных объекта: аптекарский уголок на школьном учебно – опытном участке, экспокласс «Растения – целители», и музейную экспозицию «История и быт села Намы».
Следующий объект - пешеходная экскурсия по эколого – краеведческой тропе «Намыым кэрэ сирдэрэ» - позволяет осуществить туристическое путешествие по живописным сельским просторам окрестностей села, вспомнить наши предания, узнать от экскурсоводов о наиболее популярных целебных травах, растущих в нашей местности. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт.
Сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды позволяет сформировать умение оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Создание и расширение объектов экологической тропы надо предоставить самим детям, это будет одним из привлекательных форм организации их внешкольной образовательной деятельности. Очень надеемся, что развитие экскурсионно - туристической деятельности расширит круг социальных и деловых партнеров нашей школы.
Тесное сотрудничество школы с родительским комитетом, с сельской администрацией, с трудовыми коллективами села, советами ветеранов есть работа слаженной команды, обеспечивающей эффективность образовательного процесса и развитие творческой, образовательной среды в сельском социуме.
Миссия сельской школы в настоящий момент состоит в воспитании и развитии человека, видеть себя с разных позиций, менять себя применительно к новым условиям жизни и одновременно способного творить в новом мире и изменять его на основе уважения и сохранения традиций школы и села.
Вот уже ряд лет в школе функционирует лагерь «Сайдыс», в летнее время года работают лагеря: «Чэбдик» (оздоровительный лагерь для детей младшего школьного возраста), спортивно трудовой лагерь «Дьулуур» (для старшего звена), кочевой лагерь «Саьар5а» (для будущих оленеводов) и осенний лагерь «Хоьуун» (для мальчиков). В этих лагерях ведется целенаправленная работа на пришкольном участке, в различных природных объектах (собирательство, рыболовство, охота, оленеводство), благоустройство лесного участка, села, обновляется эколого - краеведческая тропа.
Инновационная работа коллектива по данному направлению ожидает положительные результаты.
Перспективы развития агрошколы по формированию в социокультурном комплексе села в условиях Арктики, непрерывного агроэкологического образования мы видим в решении следующих задач:
- повышения статуса школы по агроэкологической и краеведческой направлений в сельском арктическом сообществе;
- расширение работы школы как ресурсного центра муниципальной системы агроэкологического образования и воспитания;
- укрепления и развития наработанных традиций и опыта в области агроэкологического образования и воспитания учащихся в условиях сельской местности Арктики.
Директор МБОУ «Борогонская СОШ»: Осипова Ж.П.